Крестьяне в поисках земли и лучшей жизни

В этих публикациях пойдет речь о том, как переселение повлияло на жизнь иркутских крестьян. Данные материалы будут представлены на основе архивных документов и музейных экспонатов.

Часть I. Предыстория вопроса

В 60-х годах XIX века Сибирь почти не упоминалась в законодательстве о переселенцах. Переселение государственных крестьян, начатое в конце 30-х годов, при первом министре государственных имуществ П. Д. Киселеве, долгое время до Сибири не доходило. Крестьян направляли во внутренние губернии: Воронежскую, Тамбовскую, Харьковскую, Саратовскую, Оренбургскую, на Северный Кавказ. Лишь в начале 50-х годов XIX века в три сибирские губернии – Тобольскую, Томскую и Енисейскую – отправились первые партии государственных крестьян-переселенцев.

Сибирское переселение занимало незначительное место в общем переселенческом движении. В 1861 году крестьяне получили право переселяться в недавно присоединенный Амурский край и Приморскую область за свой счет, без всякой государственной помощи. С 1866 года разрешено переселение в Южно-Уссурийский край. Переселение это, разрешенное по политическим и стратегическим соображениям, носило случайный характер. Отдаленные районы Сибири еще не привлекали переселенцев – в пределах Европейской России имелся достаточный запас свободных государственных земель.

«Положения» 19 февраля 1861 г. об отмене крепостного права полностью исключали право бывших крепостных крестьян на переселение. Реформа готовилась в условиях революционной ситуации. Правительство Александра II отменило личную зависимость крестьян, но при этом так наделило их землей, чтобы после «освобождения» крестьяне оставались привязанными к помещичьим имениям в качестве дешевой рабочей силы и арендаторов помещичьей земли. Для осуществления этой основной цели закона необходимо было с прежней последовательностью запрещать переселение крестьян, т.к. переселение резко диссонировало общему характеру и содержанию проводимой реформы.

Вскоре после начала реформы было запрещено и переселение государственных крестьян. В 1866 году их перевели на выкуп, передали из министерства государственных имуществ в ведение общекрестьянских учреждений и закрыли правительственный кредит на их переселение. Несмотря на все запреты, продолжалось самовольное переселение бывших помещичьих крестьян.

В связи с этим в 1866 году при министерстве внутренних дел создается комиссия по выработке общих переселенческих правил. Но ее работа ограничилась обобщением и изучением ранее принятых частных законов о переселении в отдаленные районы; новых правил комиссия не подготовила. Правительство отложило выработку общего законодательства по переселенческому вопросу, опасаясь что даже самые ограниченные правила, опубликованные в период действия положения о временной обязанности, могут дать повод к массовым отказам крестьян от наделов и уходу их на свободные казенные земли.

К концу 60-х годов в некоторых приуральских губерниях скопились тысячи самовольных переселенцев, бежавших туда в разное время и существовавших на положении арендаторов казенной и старожильческой земли. Жили они без приписки к сельским обществам, что по существу лишало их тех немногих прав, которые имело старожильческое население. Возвратить их насильственным путем на старые места стало уже невозможно – репрессии могли дать повод к новым крестьянским волнениям; столь же неразумно было оставлять их в положении вечно бесправных арендаторов – это могло стать причиной недовольства правительственной политикой. Поэтому правительство еще в годы, когда действовало положение о временнообязанных, пошло на отдельные уступки в переселенческом вопросе. Одной из них явилось утвержденное Александром II 9 апреля 1869 года Положение Главного комитета по устройству сельского состояниия «О мерах к водворению в Оренбургской губернии издавна проживающих там переселенцев из других губерний». Положение касалось пока только Оренбургской губернии, так как здесь сложилось более десяти тысяч самовольных, не получивших земли переселенцев.

Закон разрешал окончательно водвориться тем переселенцам из бывших государственных крестьян, которые в свое время направились в Сибирь или Амурский край, но не дошли туда и осели в Оренбургской губернии. Право на водворение получали также самовольные из бывших государственных крестьян, которые пришли сюда давно, арендовали казенные или частные земли и проживали по паспортам или по приговорам сельских обществ. Им предоставлялось право «отказаться от надела в старых обществах и причислиться к новому месту жительства». Недоимки, имевшиеся за ними по прежним обществам, снимались с последних и переводились на общества нового водворения.

Закон особенно ограничивал права самовольных переселенцев из бывших помещичьих крестьян, допускал водворение только тех, кто бежал от нищенского дарственного надела, не были связаны с помещиком выкупной операцией и, следовательно, не являлись должниками правительства по выкупным платежам, все же остальные, бежавшие от помещиков после реформы, право на переселение не имели.

В 70-х годах правительство продолжало придерживаться политики запрещения в переселенческом вопросе, но проводить ее стало труднее, так как на протяжении второго десятилетия после реформы происходило дальнейшее ухудшение экономического положения крестьян. К середине 70-х годов увеличилось число самовольных переселенцев и за Уралом. Большинство их составляли бывшие помещичьи и государственные крестьяне, получившие в свое время разрешение на переселение в Амурскую область, но не дошедшие до мест назначения. В августе 1876 года министерство внутренних дел по согласованию с министерством государственных имуществ предложило Комитету министров распространить на них действие законов, по которым до сих пор устраивались переселенцы в приуральских губерниях. 9 ноября 1876 года правительство приняло постановление «О переселенцах Тобольской и Томской губерний, водворившихся там с давнего времени». В постановлении указывалось, что «законно отпущенные» в Амурскую область, имевшие от прежних обществ увольнительные приговоры или свидетельства, причислялись казенными палатами на новые места по этим документам. Все остальные, пришедшие в Западную Сибирь без увольнительных приговоров и свидетельств и без разрешения местной администрации, могли водвориться только с согласия управления тех губерний, откуда пришли. Все недоимки по казенным сборам и податям перечислялись на водворяемых, прежние общества освобождались от всякой ответственности за их уплату. При уплате недоимок переселенцы получали рассрочку на четыре года.

В начале 80-х годов происходит определенный сдвиг в отношении правительства к переселенческому вопросу. Причиной его послужила революционная ситуация 1879 – 1880 годов. Почти вся Европейская Россия была снова охвачена крестьянским движением, наиболее активную и длительную борьбу вели крестьяне центрально-черноземных, восточных и южных губерний. Революционное движение заставило правительство снизить выкупные платежи и ускорить перевод всех крестьян на выкуп, тем самым повсеместно прекратить ненавистную для крестьян временную обязанность.

За два десятилетия после отмены крепостного права, в процессе капиталистического развития земледелия, в деревне образовалась резервная армия сельскохозяйственных рабочих, ставшая непрерывным источником рабочей силы для помещичьего хозяйства.

Несмотря на развитие отхожих промыслов и самовольное переселение, избыточное сельское население продолжало расти. Сохранив за собой землю, помещики получили неограниченную возможность обрабатывать ее с помощью дешевого наемного труда.

Это не могло не повлиять на отношение помещиков к переселенческому движению. В период революционной ситуации земские управы и губернаторы рекомендовали правительству разрешить переселение крестьян из всех районов Европейской России под контролем губернских и центральных органов власти. Они предлагали переселять в первую очередь малоземельных и безземельных, отмечая, что в период обострения крестьянских волнений эта часть населения становится опасной.

Под давлением революционного движения и по рекомендации самих помещиков правительство Александра II утвердило 10 июля 1881 года «Временные правила о переселении крестьян на свободные казенные земли». Данные правила допускали переселение тех крестьянских семей, которые начали выкуп своих наделов и чье экономическое положение вынуждало к переселению. Местные органы власти проверяли имущественное положение заявивших о переселении и направляли их ходатайства вместе со своими заключениями на рассмотрение министерств внутренних дел и государственных имуществ. Распродавать имущество и переселяться можно было только после разрешения этих министерств. Казенные палаты перечисляли недоимки вслед за переселенцами по местам их водворения. Этот пункт перешел в «Правила» из прежнего законодательства.

Министерству государственных имуществ поручалось отводить переселенцам свободные казенные земли в Европейской и Азиатской России  (территория, которая находилась за Уралом) в краткосрочное (на 6 – 12 лет) пользование, в размерах не более 8 десятин на душу. За получаемую землю новоселы обязывались платить оброчную подать сообразно с действенным доходом, который казна получала с каждой оброчной статьею до водворения переселенцев. В «Правилах» 1881 года еще не говорилось о специальных землеотводных работах в сибирских губерниях, потому что уходившие в Сибирь переселенцы предпочитали причисляться к старожильческим селениям, а также ввиду наличия за Уралом большого запаса свободных государственных земель, пригодных для ведения сельского хозяйства.

«Правила» 10 июля 1881 года появились благодаря революционной ситуации. Крестьянские массы требовали узаконить переселенческое движение, прекратить преследование самовольных переселенцев. Правительство пошло на это под давлениием крестьянских выступлений. В то же время оно должно было охранять интересы помещиков, не давая лишних поводов к массовому возмущению крестьян. Таким поводом могла стать публикация «Правил», и правительство скрыло их от крестьян, не опубликовало. «Правила» являлись первой осторожной попыткой сформировать основные направления правительственной политики в переселенческом вопросе. Разрешая переселенческое движение, правительство предполагало подчинить его строгому государственному контролю и регулированию. 

Часть II. Начало активного переселения в Сибирь

13 июля 1889 года получил утверждение новый закон о переселении под названием «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли и о порядке перечисления лиц означенных сословий, переселившихся в прежнее время». По закону, государственные земли в Тобольской и Томской губерниях и в Семиреченской, Акмолинской и Семипалатинской областях переселенцы получали в постоянное (бессрочное) пользование. Переселенцы не имели права «ни отчуждать, ни обременять долгами полученную землю». Она оставалась принадлежностью казны. За пользование землей переселенцы платили государственную подушную подать и отбывали казенные земские повинности (денежные и натуральные).

Кроме того, закон распространял на новоселов круговую поруку. При общинном пользовании землей они сообща отвечали за исправный взнос налогов, арендной платы и отбывание повинностей. В обществах с подворным землепользованием круговая порука была обязательной при уплате налогов и отбывании повинностей, а взнос арендной платы за землю «оставался на личной каждого хозяина ответственности».

Сохранялись глубокие пережитки крепостничества, так, например, ходатайства крестьян рассматривались уездными и губернскими властями и потом направлялись в министерства внутренних дел и государственных имуществ. Переселенцу приходилось очень долго ждать ответа на ходатайство, не сниматься с места, пока не будет получено сообщение из района водворения о наличии свободной земли. Наконец, требовалось особое разрешение на продажу имущества.

В законе впервые говорилось о льготах и помощи переселенцам. Они освобождались в Сибири от уплаты казенных сборов и арендных платежей на три года полностью, а на последующие три года обязывались платить в половинном размере. Новоселы получали отсрочку в отбывании воинской повинности на три года. По прибытии на место водворения нуждавшиеся имели право получать семенные ссуды наравне со старожилами. Пункты о льготах не подлежали оглашению, т.к. правительство имело опасения, что их опубликование вызовет массовый уход крестьян из районов помещичьего землевладения.

Иркутский генерал-губернатор 22 сентября 1890 года обратился в Министерство внутренних дел с ходатайством о распространении закона 13 июля 1889 года на Иркутскую и Енисейскую губернии. В ходатайстве генерал-губернатора были собраны данные о состоянии переселенческого дела в Восточной Сибири, в частности указывалось: «…Что касается Иркутской губернии, то хотя в ней и не было обмежевано участков под водворение переселенцев, но… в ее пределах тоже найдется достаточный запас земель, пригодных для этой цели. Произведенные в последнее время статистические исследования показали, что в некоторых волостях Нижнеудинского и Балаганского округов наделы старожилов и инородцев доходят до 60-ти десятин на душу. Предполагаемые в недалеком будущем землеустроительные работы обнаружат избыток земель в Иркутской губернии, который может быть употреблен по усмотрению правительства, пока же Иркутской казенной палате предложено представить соображения о возможности образования переселенческого участка из 2-й Коринской казенной оброчной статьи, заключающей в себе до 4000 десятин удобной земли…».

Число переселяющихся в Иркутское генерал-губернаторство достигло в этот период следующих размеров:

Годы В Енисейскую губернию В Иркутскую губернию Всего
Число семей Число душ обоего пола Число семей Число душ обоего пола Число семей Число душ обоего пола
1885 231 1170 14 68 245 1238
1886 484 2876 484 2876
1887 178 962 9 32 187 994
1888 163 1029 3 15 166 1044

Сведений за 1889 и 1890 годы в распоряжении генерал-губернатора не было. Из приведенных числовых данных видно, что в среднем в Енисейскую губернию прибывало ежегодно до 264 семейств или 1500 человек.

Под наблюдением губернатора и главного начальника края Енисейская казенная палата занималась устройством быта этих переселенцев, как путем отвода им земельных участков, так и припиской их к местам нового жительства, но по отсутствию закона, облегчающего перечисление крестьян и мещан в губернии Восточной Сибири, половина переселенческих семейств проживала не перечисленными, хотя большинство из них обзавелось и домами, и хозяйствами.

Генерал-губернатор сообщал, что громадное большинство прочно уже устроилось на новых местах жительства и обзавелось пахотными и сенокосными угодьями. Объясняя поэтому факт проживания переселенцев без перечисления отсутствием особых узаконений, и признавая весьма желательным заселение земледельческим населением свободных пространств Восточно-Сибирского края, генерал-лейтенант Горемыкин считал необходимым принять соответственные меры к наиболее целесообразному устройству уже переселившихся сельских обывателей и мещан и к упорядочению переселенческого движения в будущем. Генерал-губернатор ходатайствовал о распространении на Иркутское генерал-губернаторство закона 13 июля 1889 года без всяких изменений, с предоставлением переселенцам тех же льгот и облегчений, которые приведенным законом были установлены для соседней Томской губернии.

Для осуществления надзора за переселенческим делом Иркутский генерал-губернатор предлагал учредить еще одну должность чиновника особых поручений при Земском отделе МВД непосредственно для Восточной Сибири, мотивируя это тем, что «присоединение хотя бы одной Енисейской губернии к ведению томского чиновника особых поручений при земском отделе, командированного для регистрации и содействия переселенцам, в виду громадных расстояний и значительности переселенческого движения в той и другой губернии, может вредно отозваться на результатах деятельности этого чиновника». С мнением генерал-губернатора согласились с некоторыми добавлениями министры государственных имуществ и финансов.

Земский отдел Министерства внутренних дел, в ведении которого до 1896 года находились вопросы переселения, сообщал Иркутскому генерал-губернатору 12 июня 1892 года, что Государственный Совет, обсудив ходатайство генерал-губернатора в соединенном департаменте законов и государственной экономии, решил:

1. Действие правил о добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли распространить на губернии Иркутскую и Енисейскую, приравняв эти губернии, в отношении отвода казенных земель переселенцам и предоставляемых им льгот, к губерниям Тобольской и Томской.

2. Лиц сельского состояния и мещан, переселявшихся в губернии Иркутскую и Енисейскую до издания настоящего закона, перечислить к местам нового водворения, с соблюдением правил, изложенных в законе от 13 июля 1889 года о добровольном переселении крестьян и мещан на казенные земли и о порядке переселения лиц, перечислившихся в прежние времена, причем отвод казенных земель этим лицам производить на прежнем основании по распоряжению местных властей, без представления о том на решение министерств внутренних дел и государственных имуществ.

3. Учредить при Иркутском генерал-губернаторе должность чиновника особых поручений по переселенческим делам.

Решение Государственного Совета было утверждено императором и приняло силу закона 20 апреля 1892 года.

Часть III. Влияние Транссиба на переселение и межевание

Перелом в отношении правительства к переселениям был вызван строительством Сибирской железной дороги. Заселение местности вдоль дороги диктовалось уже стремлением сделать в перспективе это крупнейшее казенное строительство доходным, обеспечить его достаточным притоком грузов. Законом от 13 июля 1893 года был образован Комитет Сибирской железной дороги, осуществивший ряд важных мероприятий, намного облегчивших переселение, и, особенно, устройство переселенцев на месте. Фактически он взял в свои руки отвод переселенцам земель вдоль трассы железной дороги, выплату, правда, в очень недостаточных размерах, путевых и «домообзаводных» ссуд и т.д. Для переселенцев были установлены примерно втрое удешевленные тарифы (0,3 копейки за версту). Были созданы первые переселенческие пункты на железнодорожных станциях.

Участок дороги от реки Оби до города Иркутска общим протяжением 1754 версты признан участком первой очереди и должен был быть готовым к 1900 году. Из 150 млн. рублей, отпущенных на строительство, от 14 до 20 млн. рублей предназначалось на вспомогательные мероприятия, содействовавшие заселению и промышленному развитию прилегающих к дороге местностей. В этой связи царское правительство ставило на первое место «колонизацию края», успех которого с предстоящим проведением Сибирского железнодорожного пути правительство считало обеспеченным. Залогом такого успеха, по мнению Министерства государственных имуществ, служило «из года в год усиливающееся стремление сельских обывателей Европейской России к переселению в Сибирь, где правительство в последние годы не успевает даже сполна удовлетворять все более и более увеличивающемуся спросу на казенные земли со стороны переселенцев». Это объяснялось естественным приростом населения с одной стороны, и, с другой – постепенным истощением свободных казенных земель в пределах Европейской России.

Съемка на план и обмежевание сибирских земель начались в первой четверти XIX столетия и имели своей целью формирование административных уездных и волостных районов, прекращение земельных споров среди местного населения. Отношения к поземельному устройству крестьян съемка земель не имела. С началом переселения в Сибирь 22 января 1885 года для западно-сибирских губерний был учрежден при местном управлении государственных имуществ особый отряд чиновников по образованию переселенческих участков из казенных земель и по отводу их переселенцам с ассигнованием ежегодно на работы по 40 тыс. рублей. С самого своего учреждения, отряд, наряду с образованием переселенческих участков и отводом их новоселам занимался также поземельным устройством местного старожилого населения, из общего с казной пользования которого отряд отграничавает в казну излишние земли для водворения на них вновь прибывающих переселенцев. Однако в связи с увеличением числа переселенцев отряд не успевал проводить землеотводные работы, кроме того, в 1896 – 97 годах предстояли большие работы по отводу земель вдоль Сибирской железной дороги. Непосредственно с этой целью Министерство государственных имуществ предложило создать три временные поземельно-устроительные партии для работ в губерниях Тобольской, Томской и области Акмолинской. В состав каждой из них входило:
1) для межевых работ 24 топографа;
2) для поземельно-устроительных работ 4 производителя и 1 помощник производителя работ.

Дополнительно считалось необходимым «сформировать еще одну партию, меньших размеров, для образования переселенческих участков вдоль линии железной дороги, в пределах Енисейской и Иркутской губернии, от границы Томской губернии до г. Иркутска. Эта партия имела своей главной задачей заготовление земельных участков вблизи будущих железнодорожных станций и вообще, в тех местах, где будет признано необходимым скорейшее возникновение новых населенных пунктов. Работа партии дополняла работы местных губернских межевых чинов и землемеров, образующих поселенческие участки в губерниях Енисейской и Иркутской.

В состав партии входили:
— старший производитель работ, заведующий партией;
— 2 производителя работ;
— помощник производителя работ;
— 2 старших топографа;
— 10 топографов.

Первые работы по обследованию районов будущей железной дороги велись в 1897 г. и 1898 г. По трассе дороги были выделены Северный и Южный районы. В первый входили земли Нижнеудинского и Балаганского уездов, во второй – Иркутского. Для удобства обследования, соответственно по районам, из состава Иркутской поземельно-устроительной партии в 1899 году была выделена Балаганская поземельно-устроительная партия. По мере расширения переселенческого движения и освоения под участки заселения новых территорий в 1911 году была создана Верхоленская поземельно-устроительная партия.

Таким образом, в начале массового переселения на территорию Иркутского генерал-губернаторства в губернии Иркутскую и Енисейскую ключевыми организационными моментами были:
1. Организация перевозки переселенцев по железным дорогам как можно ближе к местам водворения.
2. Землеотводные работы в указанных выше губерниях, отграничение переселенческих участков, землеустройство старожилого населения.

Важнейшим сопутствующим фактором была постройка Сибирской железнодорожной магистрали, спешные землеотводные работы в полосе отчуждения которой начались с 1894 года. В работах в первую очередь приняли участие землемеры Иркутской и Енисейской губернских чертежных и чины вновь сформированной Иркутской поземельно-устроительной партии. Вслед за постройкой отдельных участков дороги ожидалось поступление переселенцев железнодорожным и водным путем. Основным законом по переселению и землеустройству оставался закон 13 июля 1889 года, распространенный указом царя в 1892 году на Енисейскую и Иркутскую губернии Иркутского генерал-губернаторства и закон о заселении полосы отчуждения Сибирской железной дороги от 13 июля 1893 года.

Часть IV. Массовое переселение в Сибирь

В эпоху империализма усилилось обнищание трудящихся масс города и деревни, ускорился рост аграрного перенаселения. К концу XIX века избыточное население деревни достигло 23 миллионов человек, составив больше половины всего взрослого сельского населения. Это неизбежно привело к расширению миграционных процессов, и, в том числе, переселенческого движения. Попытки правительства втиснуть переселение в узкие законодательные рамки становились все менее успешными. Только часть переселенцев попадала в сферу действия правительственного законодательства и получала название законных и поощряемых. Многие переселялись без разрешения правительства. Законы, проникнутые запретительными мотивами, способствовали дальнейшему росту самовольного переселения.

Практика показывала, что самовольный уход крестьян на свободные государственные и кабинетские земли не причинял какого-либо вреда экономическим интересам помещиков. На основе расслоения и пролетаризации крестьянства непрерывно росло избыточное сельское население, готовое на любых условиях предоставить помещикам свою рабочую силу. Переселенческое движение не могло исчерпать резервную армию труда в Европейской России. В то же время оно приобретало положительное значение в народно-хозяйственной жизни страны. Осваивая сибирские земли, переселенцы превращали пустынные, малозаселенные местности в производящие земледельческие районы, расширяли сельскохозяйственное производство в более развитых и населенных областях, вносили оживление в экономическую жизнь Сибири и, в конечном счете, увеличивали национальные богатства и доходы государства.

«Особое совещание по переселенческому делу», в состав которого входили многие видные деятели переселенческого управления, а также Иркутский и Степной генерал-губернаторы подготовили для Государственного Совета основные соображения по вопросу об изменении существующей постановки переселенческого дела. Раньше, указывали авторы документа, Комитет Сибирской железной дороги решал одну задачу – заселение полосы, прилегающей к дороге. Теперь следовало приступить к разрешению с помощью переселения более широких задач – улучшить землепользование крестьян центральных губерний и укреплять окраины русским элементом.

Предложения «Особого совещания» об изменении переселенческой политики легли в основу нового закона о переселении, принятого 6 июня 1904 года под названием «Временных правил о добровольном переселении сельских обывателей и мещан земледельцев». Новый закон заменил «Правила» 13 июля 1889 года и ряд частных законодательных актов конца XIX – начала ХХ века. Две новые задачи, сформированные «Особым совещанием по переселенческому делу», нашли отражение в первой статье закона. Отныне правительство поощряло всех занимающихся хлебопашеством и желающих идти в районы, заселение которых «вызывается видами правительства», а также тех крестьян, которые шли из мест с «неблагоприятными условиями», т.е. из малоземельных губерний. Эти две категории имели право на льготы и материальную помощь со стороны правительства. Все же прочие переселенцы к этой категории не относились, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Согласно статье второй, районы поощряемого переселения и местности, подлежащие заселению в «видах правительства», определялись министрами внутренних дел, финансов, земледелия, государственных имуществ и военным. К этим районам относились Енисейская и Иркутская губернии и Забайкальская область (с 1906 г. ) Иркутского генерал-губернаторства.

Часть V. Органы управления переселением

Требования нового закона о переселении не могли быть реализованы без соответствующего переустройства аппарата, ведающего землеустройством и переселением.

Созданное в 1896 году Переселенческое управление МВД руководило передвижением переселенцев и землеотводными работами на местах водворения, землеустроительные же работы проводило Министерство земледелия и государственных имуществ. Министерство было ликвидировано в 1905 году, вместо него образовано Главное управление землеустройства и земледелия, в состав которого царским указом от 6 мая 1905 года включено Переселенческое управление, изъятое из подчинения Министерству внутренних дел.

Русско-японская война и последовавшие за ней революционные события задержали реорганизацию органов, подчиненных Переселенческому управлению. В ходе русско-японской войны впервые Переселенческое управление стало заниматься эвакуацией раненых, организацией медицинской и продовольственной помощи, содействовало в перевозках военному ведомству. Старшим агентам управления на местах было присвоено звание уполномоченных Общества Красного Креста, с возложением на них обязанностей по исполнении поручений по контролю за местными организациями общества. Переселенческое управление принимало также участие в перевозке на места приписки порт-артурских пленных из числа уроженцев Сибири, в организации приюта, продовольствия и трудовой помощи жителям острова Сахалин, высланным японцами на материк и устройстве их на казенных землях. Количество переселенцев в этот период было незначительным, т.к. отменялись льготные тарифы на перевозку по железной дороге.

Функции Переселенческого управления по переселению и землеустройству определялись приказом главноуправляющего землеустройством и земледелием от 18 декабря 1905 года:
«В видах объединения различных отраслей переселенческого дела, находящихся ныне в заведывании Переселенческого управления, Департамента государственных земельных имуществ и отдела земельных улучшений, я [т.е. главноуправляющий], … признал необходимым:

1.Дело отвода земель под водворение переселенцев за Уралом, — в Сибири, … передать из Департамента государственных земельных имуществ в Переселенческое управление, причислив к названному управлению весь личный состав… всех временных партий по отводу переселенческих и запасных участков…

2.Сосредоточить в Переселенческом управлении заведывание образованными Отделом земельных улучшений отрядами для гидротехнических изысканий и работ на землях, отграничиваемых под переселенческие участки в вышеуказанных местностях…

3. Поручить Переселенческому управлению представить на мое утверждение подробные предположения относительно объединения заведывания переселенческим делом на местах, с тем, чтобы в каждом из образованных с этой целью местных переселенческих районов общее руководство деятельностью всех переселенческих чинов и организаций сосредоточивалось в лице особого заведующего районом.

Образование Иркутского района землеустройства и переселения

Делом устройства переселенцев, прибывших на место водворения, т.е. указанием им участков, дачей сведений казенным палатам о перечислении их, выдачей казенных ссуд, организацией у них учреждений крестьянского общественного управления до 1909 года ведали чиновники Главного управления землеустройства и земледелия, носившие на местах звания «заведующих водворением». В своих действиях заведующие водворением руководствовались особой инструкцией от 17 февраля 1906 года. Но т.к. по многим делам, возникающим у водворившихся на участки переселенцев, последующие должны были обращаться и к крестьянским начальникам, то во избежание дублирования деятельности в 1908 году генерал-губернатором был возбужден вопрос о возложении на чиновников переселенческого управления, заведующих водворением переселенцев, обязанностей крестьянских начальников, что и было разрешено в 1909 году. Вслед за этим последовало указание министра внутренних дел на неравномерность территориального распределения участков между переселенческими чиновниками (получившими права крестьянских начальников) и крестьянскими начальниками, следствием чего явилось изменение границ их участков, которое было осуществлено с согласия МВД в 1909 году.

До 1908 года Иркутского генерал-губернаторства Иркутская и Енисейская губернии представляли собой один Иркутско-Енисейский переселенческий район, с резиденцией заведующего им чиновника переселенческого управления в городе Иркутске. Из-за неудобств, возникавших из соединения огромных территорий наряду с усилившимся переселением в ведении одного человека, генерал-губернатором было возбуждено ходатайство о разделении Иркутско-Енисейского района на два района: Енисейский и Иркутский, что и было сделано в 1908 году. Одновременно в целях объединения деятельности чинов Переселенческого управления, заведующих на местах с одной стороны землеустройством старожилов, а с другой – отводом участков под переселение и устройством переселенцев на местах, заведывание как землеустройством старожилов, так и делом переселения передано было в руки одного лица: «заведующего землеустройством и переселением».

На заведующего землеустройством и переселением было возложено общее руководство постановкой всех сторон переселенческого дела во вверенной ему губернии, а именно:
– составление плана работ по изысканию земельного фонда под переселение;
– составление ежегодных подробных смет расходов, состоящих из следующих частей:
а. расходов на содержание личного состава, заведующего разными отраслями переселенческого дела;
б. операционных расходов по образованию переселенческих участков и экспедиций для изыскания земельного фонда;
в. расходов на устройство дорог к участкам и между ними;
г. расходов на устройство остановочных пунктов, больниц;
д. расходов на выдачу различных казенных пособий и ссуд.

По всем сметным предположениям местных переселенческих организаций Главное управление землеустройства и земледелия желало иметь решение губернской администрации, для чего они рассматривались в особых губернских совещаниях под председательством губернатора. Заведующие землеустройством и переселением в Сибири входили в состав Общих Присутствий губернских управлений, с возложением на них заведывания делопроизводством по переселенческой части и с предоставлением им решающего голоса при обсуждении в названных учреждениях дел переселенческих и совещательного – по прочим административным делам.

Заведующие районами переселения помимо представления соответствующим губернаторам смет и предположений по переселенческому делу на каждый предстоящий год обязаны были представлять им также годовые отчеты о деятельности местной переселенческой организации со сведениями о ходе и положении всех сторон переселенческого дела за отчетный год.

Данная система сохранилась без существенных изменений до революции 1917 года.

Образование Восточного района передвижения переселенцев

Кроме организации водворения переселенцев, огромную важность имела доставка переселенцев к месту водворения.

В 1906 году были образованы два района передвижения переселенцев – Западный, включавший все пути следования в пределах Европейской России и до Иркутска, и Восточный – от Иркутска до Владивостока. Постоянным местом пребывания заведующих этими районами были Челябинск и Иркутск. Руководство передвижением по Сибирской железной дороге от Челябинска до Иркутска и по рекам Иртыш, Обь, Енисей возлагалась на заведующих переселенческим делом в районах водворения.

В 1910 году правительство провело дальнейшую централизацию управления перевозками. Заведующие районами водворения освобождались от руководства передвижением. Все дело перевозки распределялось между двумя указанными районами. В состав Западного вошли все железнодорожные и водные пути в пределах европейской части страны, отрезок железной доги от Челябинска до Новониколаевска. К Восточному району относились пути движения переселенцев на восток от Новониковаевска до станции Пограничная Уссурийской железной дороги.

В инструкции о порядке заведывания делом передвижения переселенцев круг обязанностей был определен следующим образом:
1. Оказание переселенцам и рабочим во время их пути установленных законом и специальными правилами видов помощи:
а) продовольственной;
б) медицинской;
в) административной.

2. Изучение всех условий передвижения переселенцев и рабочих в целях облегчения, ускорения и оздоровления этих перевозок.

В зависимости от места расположения учреждений и деятельности чинов, обслуживающих передвижение, все учреждения и чины подчинялись губернатору на общих основаниях чинов Переселенческого управления губернаторской власти.

По путям следования переселенцев, в местах наибольшей высадки или «перелома пути», были устроены ряд пунктов для оказания переселенцам временного приюта, продовольственной, медицинской и административной помощи. Главные из этих пунктов функционировали круглый год, часть – в особо интенсивный период передвижения. Пунктами массовой высадки заведывали чиновники в звании «Заведующий пунктом». В более мелких пунктах заведующим был пунктовой врач или лицо медицинского или хозяйственного персонала. Заведующий пунктом являлся должностным лицом, которому было вверено руководство всеми отраслями переселенческого дела на пункте, кроме больничного дела.

Ближайшим сотрудником заведующего пунктом являлся пунктовой врач, в обязанности которого входило оказание санитарно-врачебной помощи переселенцам. Заведующий пунктом и пунктовой врач непосредственно подчинялись заведующему передвижением переселенцев.

Данная структура Восточного района передвижения переселенцев сохранилась до упразднения Восточного района в 1920 году.

Продолжение.

Переселение в годы Первой мировой войны

В годы Первой мировой войны правительство активно поощряло эвакуацию населения из районов боевых действий. В «Руководящем положении по устройству беженцев» говорилось, что нуждающимся беженцам оказываются, сообразно местным обстоятельствам и имеющейся потребности, следующие виды помощи:

  1. Бесплатная, за казенный счет, перевозка по железным дорогам и водным путям.
  2. Продовольствие как в пути, так и на местах нового водворения.
  3. Предоставление помещения с отоплением и освещением.
  4. Обеспечение врачебной помощью.
  5. Удовлетворение религиозных и образовательных нужд.
  6. Призрение детей беженцев, а также инвалидов.
  7. Подыскание заработка и предоставление юридической помощи.
  8. Снабжение одеждой, бельем, обувью.
  9. Выдача ссуд по правилам, оговоренным особо.
  10. Другие виды помощи, направленные к сохранению хозяйственного инвентаря беженцев в пути и на местах их временного поселения.

Часть работ по перемещению и устройству беженцев взяли на себя Восточный район передвижения переселенцев и Иркутский район землеустройства и переселения. Первый из них обеспечивал передвижение по железным догам и водным путям, второй – организовывал заселение беженцами, по их желанию, свободных отмежеванных участков в различных подрайонах. Кроме того, эти же две организации занимались доставкой пленных, оказанием им медицинской помощи. В годы войны было разрешено использовать военнопленных на работах землеустроительных партий. Переселение крестьян в этот период практически прекратилось до 1917 года.

В «Законе о социализации земли», разработанном советским правительством в 1918 году, в разделе «Переселение» говорилось:

Ст. 33. Переселение земледельцев на новые места должно производится за счет государства.

Ст. 34. В связи с переселением, государство обязуется помогать новоселам как при обзаведении постройками, так и устройством дорог, водоемов, прудов и искусственными удобрением, путем создания искусственных орошений (где это требуется) и устройством культурно-просветительных центров.

Примечание: В целях скорейшего развития социалистического земледелия, государство оказывает новоселам всяческое содействие для планомерного и научного ведения коллективного хозяйства.

Последовавшую за изданием закона волну переселения руководители Наркомата земледелия характеризовали как «массовое движение переселенцев, могущее по размерам превзойти самые тяжелые годы».

В телеграфном разъяснении комиссара переселенческого управления Народного комиссариата земледелия от 14 января 1918 г. говорилось: «Непосредственное руководство делами колонизации на местах  принадлежит местной переселенческой организации под общим наблюдением исполнительного комитета Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Переселенческая организация, преследующая общегосударственные цели, подчиняется непосредственно народному комиссариату земледелия, от которого через Переселенческое управление получает руководящие указания. Местные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов по делам колонизации заменяют общие присутствия бывших губернских и областных правлений и по сему им принадлежат все права на разрешение ссуд переселенцам в пределах неотмененных законоположений».

В телеграмме от 25 февраля 1918 года товарищ наркома земледелия требовал «в целях скорейшего осуществления необходимых видоизменений переселенческих организаций для лучшего обслуживания намечавшегося уже переселенческого движения незамедлительно сообщать о всех недоразумениях». С 26 февраля 1918 года «для ответственного руководства переселенческим делом в районах областные губернские Совдепы незамедлительно назначают над сохраняемыми районами переселенческими управлениями комиссара по переселению. В разъяснении по поводу организации переселенческого дела на местах Нарком земледелия писал следующее: «Некоторые из старых учреждений, и до настоящего времени обслуживавшие трудовое рабочее и крестьянское население, следует по возможности, хотя бы временно, сохранить, отсекая сейчас от них лишь совершенно неприемлемое и неприспособляемое.

К таким полезным, во всяком случае для народа, установлениям относятся все местные учреждения Комиссариата земледелия по переселению – в качестве местных исполнительных органов Центральной Советской власти и Центрального переселенческого управления.

С переходом всей земли Российской Советской республики в руки самих трудящихся земледельцев, одной из ближайших задач Советской власти является равномерное распределение земель между всеми трудящимися, и расселение, вследствие этого трудовых масс по всей территории. Ввиду этого разрушать технический аппарат местных переселенческих организаций, со всем опытным и нужным для важнейшего же времени, составом крайне нежелательно в интереса общегосударственных.

Конечно, деятельность переселенческих организаций требует обновления и оживления в целях наискорейшего и наилучшего использования сил этих учреждений для развития хозяйства земледельцев, но Комиссариат по земледелию полагает, что в виду уже вполне определенно наметившегося ныне массового стремления народа к переселению к коренной реорганизации этих учреждений следует приступать крайне осмотрительно и всячески вообще соблюсти, при постепенном переходе к новым формам организации на местах, беспрерывность в работах по удовлетворению неотложных нужд расселяющегося населения.

Ввиду остроты момента нужно привлечь весь наличный состав переселенческих служащих к обслуживанию начавшегося уже переселенческого движения по линиям железных дорог и водным путям, затем к наилучшей технической подготовке имеющегося налицо переселенческого земельного фонда, к постройке на этом фонде дорог и колодцев. И вообще к делу прочного устройства новоселов на местах, а также к обеспечению их там врачебно-продовольственной, денежной, инструкторской и сельскохозяйственной кредитной помощью при посредстве специальных переселенческих складов.

Поэтому, в настоящее переходное время, в целях ответственного руководства переселенческим делом на местах, областным и губернским Советам надлежит образовать особые, при Советах, переселенческие секции и назначить ответственных комиссаров по переселению, а в Оренбургском и Иркутском Советах, сверх того, отдельных комиссаров по заведыванию передвижением переселенцев по железным дорогам  и водным путям Западной (от Сызрани до Иркутска) и Восточной Сибири (от Иркутска до Хабаровска).

На комиссаров по переселению и переселенческие секции Советов возлагается общее руководство всеми переселенческими организациями в данном районе в согласовании с полученными от Комиссариата по земледелию через переселенческое управление правилами и разъяснениями»

Переселенческое управление одновременно констатировало, что «многообразная деятельность Переселенческого управления в настоящий момент находится в полном расстройстве. Между тем, усиливающееся с каждым днем движение переселенцев за Урал, куда наряду с землеробами направляется большое количество фабрично-заводских рабочих, требует немедленного восстановления деятельности этих организаций, коренного и по возможности единообразного их переформирования в связи с изменившимися условиями жизни и согласованной деятельности с Советами рабочих и крестьянских депутатов. Для разработки предложения по переформированию переселенческого дела за Уралом предлагалось созвать Советский Сибирский переселенческий съезд.

Однако сложившаяся обстановка требовала принятия немедленных решений и конкретных мер организационного порядка. «Ввиду массового скопления переселенцев на узловых станциях Европейской сети и непременного их стремления в Сибирь несмотря ни на какие препятствия, – писал начальник переселения Наркомата, – следует теперь же ожидать многих тысяч на переселенческих пунктах. Вследствие повсеместного расстройства транспорта и продовольствия возможны эпидемии, прочие чрезвычайные условия, что возлагает на переселенческую организацию задачу исключительной важности. Поэтому прошу Совдеп: предложите заведующему Восточным районом: 1) немедленно освободить, привести в полный порядок и готовность все помещения переселенческих пунктов, уступленные в разное веря посторонним организациям, с обращением всех служебных и жилых помещений по их прежнему прямому назначению; 2) в случае недостатка помещений войти в соглашение о временной уступе другими учреждениями; 3) обеспечить обслуживание переселенцев опытным прежней деятельности ответственным административным, медицинским, техническим персоналом, предоставив ему решительные полномочия, восстановить в полном объеме работы всех служб, организаций, а также продовольственного, регистрационного и осведомительного отделения. В последующем срочно сообщите в Москву, предупредив исполнительные органы о величайшей ответственного перед народом, Центральной властью за каждый промах, недостаточную распорядительность или мелочные счеты с необходимыми делу лицами».

26 апреля 1918 года Иркутский губернский Совет крестьянских депутатов, заслушав вопрос о деятельности Переселенческого управления Иркутской губернии постановил: «Не дожидаясь указаний от центрального правительства, передать в ведение Земельного отдела при Губсовдепе весь аппарат Переселенческого управления. Принимая во внимание, что на практике некоторыми волостными и уездными Совдепами ликвидированы канцелярии упомянутых подрайонных, функции коих безусловно важны по своему значению в то время, когда ожидается сильная переселенческая волна из России в Сибирь и что для предотвращения осложнений в ходе переселенческих работ желательно сохранение уже готовых и достаточно налаженных органов – заседание нашло, не нарушая подрайонных аппаратов, подчинить их деятельность подлежащим уездным земельным отделам Советов крестьянских депутатов.

Для улаживания вопроса с некоторыми подрайонами послать отношения в организации, кои принимали то или другое участие в ликвидации подрайонов, и созвать в земельный отдел Губсовдепа представителей от означенных Совдепов и уволенных подрайонных».

Исходя из постановления Иркутского губисполкома Икрутский губземотдел на своем заседании 2 мая 1918 года постановил:

  1. Управление переселения и землеустройства Иркутской губернии принять в свое ведение с наименованием его «Переселенческий и землеустроительный подотдел земельного отдела Иркутского губернского Совета депутатов».
  2. Все дела этого Управления должны быть переданы по описям в ведение Земельного отдела особо командированными для указанной цели членами отдела.
  3. Все ассигновки на текущие расходы с сего дня должны исходить за подписью председателя [земотдела – Е.Ш.] С. Г. Ильинского.

Заниматься переселенческими делами при Колчаковском правительстве Министерству земледелия и колонизации не пришлось. Весь аппарат Иркутского переселенческого района и Восточного района передвижения переселенцев, с подчинением первого второму, были заняты делами беженцев, военнопленных и т.д. Все медицинские учреждения были использованы для размещения раненых белогвардейцев, а также больных тифом и другими эпидемическими заболеваниями. Служащие Восточного района считались служащими организации, обслуживающей санитарно-эвакуационную часть армии и освобождались от призыва на службу. В конце 1919 года в помещении района жили с семьями бежавшие из Омска министр земледелия Петров и многие другие чиновники министерства и Переселенческого управления.

С установлением Советской власти на территории Иркутской губернии (март 1920 г.) предгубревкома Я. Янсон запросил 26.03.1920 г. Сибревком телеграммой следующего содержания:

  • «Восточный район передвижения переселенцев за прекращением переселенческого и ходаческого движения остается организацией почти исключительно медицинско-санитарной. Губревком полагая целесообразным упразднение этого учреждения с передачей его функций отделам земельному и здравоохранения просит указаний Сибревкома по этому вопросу».

Постановлением Губревкома № 310 от 25 июня 1920 года гласило: «Во исполнение распоряжения зампредсибревкома и Завсибземотдела тов. Соколова губернский революционный комитет постановил:

  • Упразднить Восточный район передвижения переселенцев, образовав для его ликвидации комиссии в составе представителей по одному: губревкома, земотдела, трудсобеса и отдела здравоохранения».
  • Из находящихся в распоряжении Переселенческого управления землеотводной и 3 землеустроительных партий образовать особый орган, наименовав его «Земельно-техническая часть при Земельном отделе Иркутского губернского Совета депутатов».

На экземпляре, отправленном в Управление Иркутским переселенческим районом для ознакомления и исполнения, управляющий наложил резолюцию: «по-моему, подчинить, не значит упразднять, как по-видимому, поняли Ильинский и Ко, надо немедленно сообщить в Переселенческое управление, прося срочно указаний»

Однако 11 июля 1918 года под натиском численно превосходящих сил чехов и белогвардейцев советские войска оставили город Иркутск, а партийные и советские органы эвакуировались за Байкал. На Иркутскую губернию была распространена власть Сибирского временного правительства.

Следует указать, что еще в марте 1918 года на закрытом заседании совещания по вопросам колонизации в Иркутской губернии было решено: «что работы по заготовке нового колонизационного фонда находятся под острым воздействием политических условий настоящего момента. Всякая работа, хотя бы немного затрагивающая интересы местного населения, не может быть начата до того времени, когда вполне определятся главные основания аграрной политики в России вообще и будущего землепользования в Иркутской губернии в частности». По существу это была программа саботажа всех переселенческих начинаний Советской власти.

25 июля 1918 года Временное Сибирское правительство утвердило Временное положение об учреждениях, ведающих земельными делами в Сибири. В состав правительства входило Министерство земледелия и колонизации, делами колонизации в свою очередь ведал Отдел министерства, которому подчинялись заведующие переселенческими районами передвижения переселенцев. Штаты переселенческих органов в губерниях были утверждены лишь в октябре 1918 года.

Владимир Титов,
кандидат исторических нау
к

Дата обновления страницы: 04.12.2020